Мотивация капиталиста

Статья посвящена мотивации тех, кто является управляющим высшего звена или владельцем бизнеса. Автор приводит типологию систем личностных ценностей, рассказывает о том, как успешность компании связана с личностными ценностями ее владельцев и топ-менеджеров. В статье намечены области практического применения предложенной типологии.

О мотивации персонала написаны тома. И в каждом из них неявно предполагается, что владелец компании мотивирует себя сам и этого вполне достаточно. Так ли это? Для многих предпринимателей (особенно достигших желаемого уровня материального благополучия) бизнес, которому они отдают все свои силы, превращается в скучную обязанность.

У владельца бизнеса есть несколько перспектив. Во-первых, передать свое дело наследникам. Да только где они, хотят ли работать, могут ли? Во-вторых, нанять толкового менеджера и поручить управление ему. Да вот только можно ли ему доверять, не украдет ли он налаженный бизнес? В-третьих, можно продолжать работать, надеясь, что жизнь изменится к лучшему…

Мы предлагаем вам ознакомиться с результатами исследования и обобщенным опытом управленческого консалтинга. В нашей статье речь пойдет о мотивации владельцев и наемных топ-ме- неджеров российских компаний малого и среднего бизнеса. Сначала поговорим о владельцах.

Любопытно, что в современной России не прижилось слово «капиталист». Тех, у кого есть бизнес, называют владельцами, совладельцами, предпринимателями, бизнесменами, даже олигархами называют, а вот капиталистами нет… И этот вопрос, как мы покажем в дальнейшем, относится не только к области лингвистики.

Известно, что все многообразие человеческих ценностей можно разделить на четыре большие группы: идеологические, материальные, эмоциональные и витальные ценности.

В группу идеологических ценностей входят собственно идеологические доктрины, религиозные идеи, информация, сведения, поиск нового, наука, творчество. Можно сказать, что все неосязаемое, находящееся вне человека (не являющееся его неотъемлемой частью), — это идеологическая ценность.

Материальными ценностями мы называем деньги, разнообразные финансовые инструменты, вещи и товары.

К эмоциональным ценностям относятся все свойственные человеку переживания. Все то неосязаемое в человеке, что является частью его натуры.

Витальные ценности — это все, с чем непосредственно связана жизнь человека и от чего она зависит: обеспечение безопасности, забота о здоровье, экология и т. д.

Соответственно, если в персональной системе ценностей человека преобладают идеологические ценности, мы называем его идеологом; если материальные — материалистом. Для эмоционала на первом месте эмоции, чувства, переживания: из них и состоит его жизнь. Тот, чьи интересы концентрируются вокруг его семьи, детей, здоровья, является виталистом.

В настоящее время существует два способа выявления личной системы ценностей. Первый — это специальный психологический тест. Его применение позволяет быстро получить результат, который, к сожалению, не всегда является точным. Тест распространяется бесплатно, и каждый, кто пройдет его, принимает участие в общероссийском исследовании систем ценностей, продолжающемся уже второй год.

Результаты, полученные вторым способом — с помощью проведения специфического анализа биографии человека, — абсолютно надежны и точны. Но использовать этот способ может только тот, кто прошел специальное обучение. Система ценностей проявляется не столько в словах и осознанных мыслях, сколько в том, какие поступки человек совершает, какие решения он принимает, какой выбор он делает в течение жизни.

Есть также методы исследования систем ценностей, которыми руководствуются группы людей: от сотрудников отдела до персонала многотысячных корпораций.
Теперь, когда читатели ознакомились с основами предложенной нами теории ценностей, перейдем к анализу мотивации владельцев бизнеса и топ-менеджеров.

В таблице представлены идеи, которые мотивируют руководителей с различной системой ценностей на то, чтобы заниматься бизнесом.
tabl

Владелец-идеолог. Идеологи приходят в бизнес двумя путями. Первый заключается в том, что у человека есть идея и он хочет ее реализовать. Сначала у него получается немного, поскольку он считает, что все должны быть поражены его идеей и броситься покупать ее. Но реальность к идеям относится подозрительно, идеи с трудом прокладывают путь к сердцу и кошельку покупателя. Порой владелец-идеолог уходит из бизнеса, не сумев осуществить свои задумки, а на следующий день приходит другой предприниматель, с иной системой ценностей и мотивацией и легко добивается того, чего хочет, изменив существующую систему столь незначительно, что идеолог диву дается и считает (порой вполне обоснованно), что его идею украли.

Другой путь идеолога в бизнес и проще, и сложнее. Часто материалист (о котором будет рассказано ниже), желая увеличить свой капитал и выйти на рынок с новым товаром, находит идеолога, не способного самостоятельно реализовать свою идею, и, если ему не удается ее выкупить, начинает сотрудничать с ним. Сперва партнерство «материалист + идеолог» устраивает обе стороны, но, когда идея реализована и деньги «текут полноводной рекой», начинаются проблемы взаимопонимания. Материалист считает, что дальше он может идти и без идеолога, удвоив свою прибыль. Идеолог же не доволен тем, что материалист не стремится к развитию и не хочет вкладывать деньги в научные разработки.

Иногда партнерство идеолога и материалиста распадается. Порой это происходит с большим «шумом» и в ряде случаев приводит к тому, что компаньоны сталкиваются с серьезными проблемами. Но есть примеры того, как идеолог и материалист находят общие интересы и выводят свои отношения на новый уровень.
Владелец-идеолог обычно полон идей, мотивирован активно работать и управлять бизнесом до преклонных лет. Со временем, приобретая все больше черт материалиста и все больше внимания уделяя прагматичности бизнеса, идеолог начинает строить системы, сети, холдинги и т. д.

Топ-менеджер-идеолог. Мотивация этого руководителя является внешней в том смысле, что идея, вокруг которой строится бизнес, принадлежит другому, а его лишь пригласили ее реализовать. Поэтому он выступает в роли агитатора-организатора. Все зависит от уровня согласия топ-менеджера с идей, от того, насколько он ей привержен. Если уровень лояльности менеджера высок и рядом с ним руководитель-прагматик, то перспективы у бизнеса есть. Если же уровень лояльности низок, менеджер может подменить идею владельца собственной, и порой делает это так искусно, что не сразу разберешься.

Мотивация топ-менеджера-идеолога ненадежна: сменятся его интересы и приоритеты, увлечется он другой, возможно, собственной идеей, и бизнес, которым он руководит, потеряет для него значимость. Часто руководители, приходящие в корпорации, чтобы «встряхнуть» их и вывести из кризиса, являются менеджерами- идеологами. Их мотивация в значительной степени связана с поиском и реализацией бизнес-концепции, которая принесет им славу подобную той, что обрел Ли Якокка — легенда американского бизнеса. Сказанное не означает, что руководителей-реформаторов не интересует сумма контракта, однако они часто предпочитают вызов спокойной, хорошо оплачиваемой работе.

Владелец-материалист. Это и есть истинный капиталист: его цель — создание добавленной стоимости и приращение своего капитала. Владелец-материалист относится к деньгам, оборудованию, сотрудникам как к ресурсам, способным создавать ценности. Если все — это ресурсы, то одна из основных задач руководителя заключается в том, чтобы правильно их использовать. Ничего личного, но если кто-либо (что- либо) перестает быть полезным ресурсом, от него (от этого) надо избавиться. Тогда непрофильные предприятия, с которых начинался семейный бизнес, продаются, а сотрудникам сообщается о сокращении штата.

Владельца-материалиста мотивируют новые горизонты доходов и прибыли. Пределов приращения капитала нет, а значит, и мотивация материалиста вполне устойчива и надежна. Он расчетлив, практичен, окружающие же часто считают эти качества жестокостью и бесчеловечностью.

Топ-менеджер-материалист. Это тот, кто получил степень MBA, окончил обучение на «более чем отлично». Учеба по программе MBA, настоящей MBA, не только дает необходимые капиталисту системные знания, но и влияет на его систему ценностей, делает материальный успех более значимым для него.

Конечно, не все топ-менеджеры являются материалистами. Но все окончившие настоящий курс MBA на «отлично» — материалисты.

Топ-менеджер-материалист заинтересован в собственном финансовом благополучии и поэтому готов много и эффективно работать. Критичным является наличие сдерживающих внутренних принципов, таких как честность, порядочность, ответственность.
Современная история бизнеса в России знает много примеров того, как топ-менеджер-материалист становился владельцем бизнеса, а бывший хозяин — безработным.

Владелец-эмоционал. Редкий тип капиталиста. Владелец бизнеса, для которого на первом месте отношения между людьми и испытываемые ими чувства. Такой человек может получить бизнес по наследству или, будучи настолько талантливым и модным, создает такие вещи, картины, прически, что, скорее у него много и дорого покупают, чем он много и умело продает.

Мотивация эмоционала — это новые, свежие, яркие переживания. Пока они есть, бизнес интересен. Если переживания закончились, вскоре закроется и компания. Эмоционал чувствует эту связь, все время что-то предпринимает. С ним действительно не соскучишься.

Топ-менеджер-эмоционал. Если владелец-эмоционал — редкость, то топ-менеджер-эмоционал — это вообще «динозавр». Мало того что его не интересуют деньги, так еще и компания, которая, по сути, представляется «театром в себе», не является его собственностью.
Тут нет места бизнесу и отсутствуют перспективы. А мотивация эмоционала, ставшего руководителем по найму, непредсказуема, нерациональна и ведет компанию, где он работает, к банкротству.

Владелец-виталист. Владелец этого типа склонен воспринимать свою фирму как свою семью. Он не капиталист. Он глава семьи и денно и ношно заботится о своих сотрудниках, как о родных детях.

Подобно любому главе семьи, владелец-виталист в первую очередь руководствуется и мотивирует себя лежащей на нем ответственностью за судьбу его «деток».

Виталист не склонен создавать все новые и новые компании и закрывать старые, он ценит прошлое и заботится о будущем, воспитывая преемника из числа своих сотрудников.

Владелец-виталист не бросит организацию, он надежный, последовательный, рассудительный руководитель, который, принимая любое решение, все тщательно взвешивает и анализирует.

Топ-менеджер-виталист. Его поведение и отношение к компании мало отличается от поведения и отношения владельца-виталиста. Он предан фирме, заботится о сотрудниках и о бизнесе. Как истинный наместник и наследник топ-менеджер-виталист является лучшим последователем: сделает все как надо. Однако руководимая им компания не станет лидером рынка и не будет самой прибыльной. Да это и не важно для виталистов, которые считают, что деньги — это еще не все.
Теперь несколько слов о том, какую пользу можно извлечь из представленной информации.

Владелец может по-новому взглянуть на свою мотивацию и подумать: «Может быть, стоит стать «чуть более капиталистом». Финансовые дела компании от этого выиграют.
Владелец и HR-менеджер смогут точнее понять мотивацию руководства высшего звена, спланировать карьеру перспективных сотрудников, учитывая задачи и культуру компании.

HR-менеджер, проводя собеседование с кандидатом, может понять его систему ценностей и сделать обоснованный вывод о его полезности.
Знание о доминирующих ценностях владельца или руководителя компании делает любые переговоры гораздо продуктивнее.

Автор: Константин Харский
Статья была опубликована в журнале «Мотивация и оплата труда» №4 2005г.

Rating: 1.0. From 1 vote.
Please wait...

Добавить комментарий