Чем руководствуется ваша компания?

Казалось бы, простой вопрос. «Конечно же, желанием получить прибыль», — хором ошибутся более 97% читателей. Это первое, что приходит в голову большинству из нас. Но достаточно провести в любой российской компании хотя бы неделю, и станет очевидно, что она руководствуется совсем другим приоритетом – внутренней политикой, которая всегда оказывается выше и прибыли, и даже здравого смысла. И вот что удивительно, об этом знают все, но если вы спросите прямо, вряд ли вам кто-то в этом сознается. Об этом не пишут в учебниках, и даже в кулуарах очередного модного форума об этом если и говорят, то только в очень узком кругу и обязательно шепотом.

Доминирование политических мотивов явно проявляется в момент выбора, когда у компании есть только два пути: принять политически верное решение или заработать прибыль. И наши компании чаще всего выбирают первое. Что же это за политические решения такие? Очень хочется дать красивое определение, но нет задачи сложнее, чем объяснение очевидного. Начнем с примеров из практики. Если вам вдруг покажется, что я описываю ваш случай, не пугайтесь, это не значит, что я успел у вас побывать – просто политические решения похожи, как близнецы-братья.

Пример с участием господина N
Господин N руководит замечательной компанией и на каждом собрании коллектива говорит о том, что надо продавать товар, причем много и без скидок. Сотрудники, не желающие в ближайшее время менять работу, согласно кивают головами, как этого и требуют сложившиеся здесь традиции. Совещание заканчивается, и приходит время отгрузки. Крупнейший клиент компании – магазин родного брата господина N. Как вы думаете, по какой цене ему отпускают товар? Как и положено, с хорошей наценкой? Что вы, это же родной брат – только по оптовой. Вот она, сила политики. И мне вот что не понятно. Если я веду бизнес, и у меня есть брат, который требует, чтобы его содержали, то мне, как бизнесмену, выгоднее просто выделить ему ежемесячное пособие. Разве не так? Ах, да, простите… это же не политкорректно. И вот главный вопрос, а что об этой коллизии думает персонал, которому утром на совещании так красиво рассказывали про продажи без скидок? Конечно же, они считают господина N лжецом. Ведь на словах он призывает к одним приоритетам, а на деле руководствуется другими. Кто он после этого? Можно ли быть лояльным ему? Некоторые лжецов жалеют, другие прощают, а третьи просто эксплуатируют.

Пример с участием старейшины
В компании одно из ведущих направлений деятельности возглавляет старейший сотрудник. Вот старейший-старейший. Ему бы лет двадцать как на пенсии быть, но он крепко держится за свой статус и гордо несет свое звание. С точки зрения бизнеса, этого сотрудника надо было бы уволить. Причем лет десять назад это можно было бы сделать с почестями, лет пять назад – уже по-тихому, а вот теперь – ну хоть как-нибудь. Новые сотрудники спрашивают коллег, а что этот дед тут делает? Ах, он еще и руководитель… Ах, это тонкий политический момент… И что же думают новые сотрудники о своем карьерном росте здесь? Одни просто подстраиваются, вторые глумятся, а бизнес теряет деньги.

Пример с участием потешных полков
В торговой компании руководитель сформировал подобие двух партий. Коллектив – это две постоянно противоборствующие стороны, полностью поглощенные игрой под названием «сдержки и противовесы». Новому сотруднику в первый рабочий день объясняют ситуацию и предлагают «вступить» в одну из партий. Самое время напомнить, – это торговая компания. Представляете, как у них проходят совещания? Если ваша психика не готова к сильным переживаниям, лучше обходите такие компании стороной.

Итак, политическими мы называем любые решения, которые продиктованы чем угодно, но только не интересами бизнеса. Они проявляются в коммуникациях компании, работе с клиентами, системе вознаграждения сотрудников и развития их карьеры. Узнать их очень легко по извинениям, которыми они часто сопровождаются: «Да, вы должны были занять это место, но, вы же понимаете, что жена владельца лучше понимает клиентов…». Хотя тут нужно учитывать, что если вы находитесь внизу корпоративной иерархии, то перед вами могут и не извиниться.

Но руководителям важно учесть, что в ситуации, когда политика берет верх, ни о какой лояльности персонала не может быть и речи. И как только у сотрудника отнимают возможность стать лояльным, у него остается совсем небольшой выбор: включиться в политические игры компании либо занять приспособленческую позицию и сделать так, чтобы его не замечали. Политические решения разрушают основу взаимопонимания и доверия в компании.
Почему упомянутая ранее торговая компания процветает, несмотря на внутренние, я бы даже сказал изощренные, политические игры? Людям просто нужен их товар. И пока конкуренция будет низкой, а клиенты не притязательны, такие компании будут жить.

Хочу прибыль
Но дело, конечно же, не только в политике. Уверенность в том, что компания должна гнаться за прибылью, ошибочна. Вот представьте, идем мы с вами по городу и решили перекусить. Мы заходим в кафе и видим над дверью вывеску: «Главный приоритет нашего кафе – максимальная прибыль». Что-то и есть сразу расхотелось. А ниже добрый человек приписал: «Через 500 метров кафе «у Саши», там доминирующий приоритет – позитивные впечатления гостей». Я готов пройти лишние 500 метров ради того, чтобы поесть там, где сначала мои впечатления, а потом их прибыль. Я не жадный, я и чаевые оставлю.

А представьте, если все заявленные 97% будут гнаться за прибылью! «Стоматология «Зубки». Мы работаем ради своей прибыли». Реклама такси: «Прибыль – единственное, что меня интересует. Вам, кстати, куда ехать?» Банк: «Приносите свои деньги, берите кредиты, нам хочется получить свою прибыль»

И было бы смешно, если бы не было так грустно. Ведь на самом деле все так и есть, просто вывески чаще всего прикрываются витиеватой миссией и красивой рекламой. И как обстоят дела с мотивацией персонала в таких компаниях? Правильно, ее просто нет. Вознаграждение есть – тут не поспоришь, а вот мотивация отсутствует. Почему? Потому что компания не делится прибылью с коллективом. Вы часто сталкиваетесь с сотрудниками, которые выкладываются на все сто, только ради того, чтобы их руководитель получил прибыль? Меня, например, окружают здравомыслящие люди, которые совершенно справедливо полагают, что им платят за выход на работу. Поэтому они и делают ровно столько, сколько необходимо для сохранения своих мест.

Нет, конечно же, мотивированные сотрудники есть. Но вот вопрос, что их стимулирует? Цель компании? Чаще всего – повышение собственной капитализации (вот узнаю, как товар через таможню протащить, и тогда моя зарплата в другой компании будет втрое больше). А может ли сотрудник быть лояльным к такой компании? Нет. Вероятнее всего, к ней будет проявляться такое же потребительское отношение, какое и она проявляет к персоналу. Невысокую зарплату сотрудники будут компенсировать использованием ресурсов компании в личных целях. А как еще восстановить попранную, по мнению сотрудников, справедливость?! Мы проводили исследование, в котором люди анонимно отвечали на вопросы о своем отношении к компании. Более 75% признались, что используют ее ресурсы в личных целях и не видят в этом «ничего такого».

Под занавес
Если цель вашей компании получение прибыли, то ваши сотрудники не могут быть ни мотивированными, ни лояльными.
Если в вашей компании политические мотивы важнее самого бизнеса, то неважно, насколько вы цените прибыль. Компания жива, потому что нетребовательным клиентам нужна ваша продукция и ваши услуги, а приличных конкурентов у вас нет.

Что я предлагаю? Революцию. Просто представьте, хотя бы на одно мгновение, что целью вашего бизнеса является создание среды. Такой среды, в которой вам по-прежнему хочется владеть вашим бизнесом. Такой среды, в которой клиенты заботятся (своими покупками) о существовании вашей компании. Такой среды, в которой ваши сотрудники высоко мотивированы на успех компании. Такой среды, в которой общество хочет, чтобы подобных компаний было больше.

Rating: 7.2. From 5 votes.
Please wait...

Чем руководствуется ваша компания?: 5 комментариев

  1. Пример с увеличением доходности

    Одна крупная торговая компания наняла консультантов, которые выполнили обследование бизнеса на предмет направления будущего развития в сторону увеличения доходности. Выяснилось, что доходность увеличить легче легкого, если поменять парадигму с «продавать то, что производится» на «производить то, что продается». И «странно», практически все топ-менеджеры, зная, что производство курирует лично ОН, сообщили что это решение невозможно, так как …. и много, много разных причин, среди которых о НЕМ ни слова. Зато были слова о том, что склад не справится, система не готова, персонал не готов, каналы сбыта не готовы, и вообще, мол, бабушка надвое сказала.

    Отличная статья, Константин. Спасибо Вам.

    No votes yet.
    Please wait...
    1. Бывает…

      No votes yet.
      Please wait...
  2. Хорошая статья! Интересно, есть ли компании, которым удалось выйти на уровень создания среды, а не просто отслеживания своей прибыли…

    No votes yet.
    Please wait...
    1. Я хорошо знаю только своих клиентов. Среди них есть несколько компаний, которые идут по этому пути. Одна из них сеть отелей Reikartz. Рекомендую, кстати. Сейчас в номере отеля «Дворжец» (Вокзал) в городе Львов пишу вам ответ :)

      No votes yet.
      Please wait...
      1. http://www.reikartz.com/dvorzec.html
        :razz:

        No votes yet.
        Please wait...

Добавить комментарий