Воспитывать или обучать

Однажды владельца крупной компании спросили проводит ли его компания обучение персонала . На что предприниматель неожиданно для всех категорически сказал: «Нет». Он добавил, что считает обучение пустой тратой времени, сил и ресурсов. Он сказал, что за годы в бизнесе убедился, что обучение плохо воспитанных людей не дает хоть сколько нибудь значимых результатов. И помолчав добавил: «мы сначала сотрудников воспитываем, а уж воспитанных обучаем».

Мне стало интересно (тем более, что я хорошо знал, что компания проводит обучение) что же руководитель понимает под словом воспитание и как оно может быть применено к взрослым людям. И я попросил рассказать, как они воспитывают своих сотрудников.

Руководитель компании сказал примерно следующее.
— На собеседовании, при приеме на работу, мы в последнюю очередь смотрим на профессиональную квалификацию. Наш опыт говорит, что если человек психологически нам подходит и хочет у нас работать, то он без сомнения способен приобрести необходимые знания и навыки. Это конечно не значит, что на должность финансового директора мы смотрим каждого желающего, но профессиональная квалификация — последний критерий в принятии решения брать человека на работу или нет. Когда мне представляют кандидата, я задаю два вопроса его непосредственному начальнику:
— Новичка надо перевоспитывать?
— Можешь ли ты его перевоспитать?

Мы считаем, что в той или иной степени перевоспитывать надо каждого новичка. У людей складывается личный уникальный опыт жизни и он всегда будет несколько отличаться от того, что нужно нам. Кто ценит деньги больше, чем принято у нас, кто то ценит их меньше, чем они достойны по нашему мнению. Мы не можем допустить, чтобы у нас работали люди с разным отношением к деньгам. Есть еще несколько областей, где мы через воспитание насаждаем корпоративную точку зрения. Каждый из слушателей собственным образом относится к деньгам и так или иначе ценит их. Пока вы не сотрудник нашей компании нам, в известном смысле, безразлично как именно вы относитесь к деньгам. Но стоит вам стать нашим сотрудником, наши воспитатели возьмутся за вас и станут рассказывать о том, как принято относиться к деньгам в коллективе. И тут все люди делятся на две группы: воспитуемых (готовых принять корпоративную точку зрения) и невоспитуемых (считающих, что их отношение, в частности, к деньгам более правильное).
Мы никогда не оспариваем персональную точку зрения — каждый имеет на нее право. Однако и компания имеет право решить с кем ей идти дальше, а кому предоставить свободу. Сотрудники принявшие корпоративную точку зрения на основные идеи, на которых строится наш бизнес становятся единомышленниками и в них, компания с удовольствием и щедро инвестирует. В том числе через обучение.
Разве можно иначе?

Я сказал своему собеседнику, что все остальные компании живут иначе. Что никто другой не занимает воспитанием сотрудников с таким осознанием и рвением. На что получил ответ: «передайте им, что они бездарно расходуют свои ресурсы и, вероятно, постоянно разочаровываются в людях».

Тогда я сказал: «Можете ли вы рассказать, как конкретно вы воспитываете, вдруг кому-то захочется попробовать. Мой собеседник согласился и далее, для простоты орфографии рассказ пойдет от лица предпринимателя в компании которого принято людей сначала воспитывать, воспитанных сотрудников — обучать.

Если вы хотите взяться за обучение сотрудников вы должны знать несколько вещей.

Во-первых. Надо определить верность каким принципам является основой вашего бизнеса. Это не всегда просто сделать, кому-то могут потребоваться годы. Я тоже не вдруг осознал какими мы должны быть, чтобы успешно вести бизнес и оставаться достойными людьми. Ведь это один из самых трудноразрешимых вопросов. Или ты хороший человек, но тогда не мечтай о богатстве. Или будь богачом, но тогда и ты сам и все вокруг будут знать, что ты грешник. Мы хотели найти такую дорогу, которая не делала бы из нас грешников, но вела к богатству.

Во-вторых. Воспитатель должен различать ситуации в которых он обязан вмешаться и провести воспитательную работу или как это еще называется — произвести разбор полетов. Вот список основных ситуаций, указывающих, что без воспитательных процедур не обойтись.

1) Человек не замечает ошибки. Каждый человек живет в собственном мире чувств, идей, опыта. Мне неведом ваш мир, вам ни когда не откроется мой в полной мере. Наши миры отличаются, не могут не отличаться. И иногда их отличие состоит в следующем: то, что для меня ошибка, для вас может быть ничем. Представьте, что я всю жизнь ездил на танке, и вот вы мне дали свой автомобиль и мы вместе поехали куда-либо. Я используя собственный опыт и смекалку смог завести автомобиль и смог тронуться — не велика наука. Но вы в шоке от того, что я полностью игнорирую дорожную разметки, знаки и светофоры. В моем мире водителя танков таких мелочей просто нет. Я еду. Хорошо еду. А в вашем мире я, со своим способом перемещения — злостный нарушитель. Если вы остановите меня и отчитаете это не будет иметь того эффекта, как если вы остановите меня и расширите мой мир, так, чтобы теперь в него попадали знаки и разметка. Когда я научусь их замечать и принимать во внимание мои ошибки или прекратятся или станут демонстративными. Мы увольняем людей, которые не поддаются воспитанию. И когда вы узнали об этом впервые вам это показалось странным. Но теперь спросите себя — вы еще будете давать мне свой автомобиль если я даже зная про знаки и разметку езжу на вашем авто как на танке в чистом поле? Вот то-то и оно…

2) Принципы, которыми человек руководствуется приводят к ошибочным решениям. В этом случае пока человек не осознает, что руководствуется не тем, чем следует он будет снова и снова наступать на те же самые грабли, что и вчера. Осознание принципов и их изменение пожалуй является центральным в деле воспитание. Фактически когда мы воспитываем собственных детей, то все что мы делает это иерархически расставляем принципы в голове ребенка: мы говорим ему что важно, а что — пустяк. Мы обсуждаем с ребенком относительную важность каждого принципа: это важнее того, но не важнее этого. Например: друзья важнее оценки за диктант но не важнее сохранения жизни.
Каждый раз, когда вы видите повторение ошибки вы должны найти приоритет, который стоит за этим ошибочным решением или поведением и изменить приоритет. Поведение изменится само собой с легкостью о которой вы и не подозревали. Взять к примеру курение. Это повторяющееся из раза в раз безусловно ошибочное поведение. Вы можете получить медаль за героическую борьбу с собственным курением. Но когда вы боретесь с повторяющимися ошибками, вы обречены на провал. Найдите доминирование какого приоритета заставляет вас закурить следующую сигарету и понизьте его субъективную значимость. Вы обнаружите, что не курить удивительно легко, когда нет важного приоритета заставляющего закурить. перестать повторять ошибку легко, когда нет приоритета вынуждающего её повторять.

3) Третья ситуация в которой руководителю необходимо выступать в роли воспитателя — это дело, которое должно быть сделано хорошо с первого раза, это ситуация, когда права на ошибку нет и при этом работу должен выполнить сотрудник, а не руководитель.
Предположим, что у вам корпоративный тренинг и сотрудники должны прыгнуть с парашютом. Вы можете справедливо предположить, что прыжок с парашютом это та ситуация, когда надо все сделать правильно с первого раза и вы расскажите своим сотрудникам на что надо обращать внимание, что надо сделать и в какой последовательности, что бы карьера в компании была успешной и долгой.

Другие ситуации в которых руководитель должен стать воспитателем сотрудника являются частными случаями перечисленных. Руководитель должен уметь замечать моменты, когда его подчиненные нуждаются в нем как в воспитателе.

P.S. А статье лет десять наверное… Или больше
Помните про тренинг «Ценностное управление. 2.0», Приходите. Не пожалеете. Гарантирую.

Please wait...

Добавить комментарий