Кризис и смена приоритетов. Часть 1


Узнавая истории успеха компаний, начинающиеся в дни кризиса, мы говорим: «Молодцы, воспользовались случаем! Хорошие были времена для старта, не то что сейчас…». Не то, что сейчас, говорите? А может самое, что ни на есть то?

Шаг назад
Человек рождается, не имея жизненных приоритетов. Родители и воспитатели (в самом широком смысле этого слова) начинают понемногу вкладывать в него представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, что важно, а что пустяки.

—   Мой руки перед едой, а не то…
Если описание того, что будет, красочное и убедительное, то для ребенка чистота рук становится важной.
— Выбрось ты эту марку, что ты мусор собираешь…

И вот одним филателистом меньше, еще для кого-то собирание стало пустяком.

К 3-4 годам человек в целом представляет, что хорошо, а что плохо. Некоторые даже уже знают, кем они хотят стать, когда вырастут (чтобы радовать родителей). К школе основа личной системы ценностей сложилась и имеет вполне четкие очертания. Можно начинать предсказывать, как сложится жизнь человека. И предсказание того, как сложится дальнейшая жизнь, было бы делом весьма заурядным, можете поверить, если бы не одно НО. Человек пересматривает время от времени свои приоритеты (они же ценности). И вот почему.
Помните русскую народную сказку, в которой богатырь читал надпись на камне: «Налево пойдешь — коня потеряешь, направо пойдешь — жизнь потеряешь». Ничего эта картина вам не напоминает? Это каждый из нас! Вы проснулись сегодня и очутились перед выбором: «Вставать и идти на работу или еще поваляться в постели?». Там, где есть союз «или» — там развилка дорог. Там, где развилка дорог, там выбор. Где выбор, там борьба двух или более ценностей. Момент выбора одного варианта из нескольких (одной дороги из нескольких) — это что, как не борьба?

Если в борьбе ценностей всегда побеждает одна, с кем бы ей не пришлось встретиться (например,  ценность «личная выгода»), мы можем предположить, что это доминирование сохранится в будущем и можем смело и точно предсказывать будущее этого человека. И чем больше доминирующих ценностей будем знать, тем точнее предсказания.

Знания первой десятки ценностей и их взаимоотношений достаточно, чтобы заглянуть на пять лет вперед жизни человека. И снова: если бы не одно НО. Если бы человек не пересматривал свои ценности… Но он их пересматривает и становится другим, и прежние предсказания больше не касаются его.

Слава Богу, что человек не пересматривает свои ценности часто, иначе он бы и сам устал меняться и всех предсказателей свел с ума. Для пересмотра системы ценностей человеку нужен повод. Серьезный повод. Нет, не правильно. Человеку нужен жесткий, тяжелый, ужасный личностный кризис и тогда… Может быть, только тогда человек усомнится в правильности своей жизни, усомнится в правильности принимаемых им решений, в правильности выбираемых им дорог. Если возникнут сомнения, то возможно человек начнет исследовать свою систему ценностей, введет в нее то, чего там не было (станет ценить что-то, чего раньше не ценил). Или, наоборот, выведет некоторые ценности и станет смотреть на них, как на пустяки, недостойные его времени и внимания.

Жизнь меняется мгновенно, как только человек пересмотрит свои ценности и утвердится в новой системе приоритетов, как только расставит все по своим местам. Почему жизнь меняется? Потому что как только она поставит человека перед привычным выбором «или —  или» человек, руководствуясь своей новой системой ценностей, выберет новую дорогу. А новая дорога приведет его к иным результатам. Иные результаты и есть иная (новая, другая) жизнь.

Теперь, когда мы сделали шаг назад и узнали, как может измениться человек, пора сделать три шага вперед и поговорить о том, как может измениться компания. Шаг назад мы делали на примере отдельного человека, потому что так легче понять идею, а шаги вперед будем делать на примере компаний.

Первый шаг вперед. Осознание собственного несовершенства.
Пока компания (ее топ-менеджмент и другие лица, принимающие решения) не осознает, что причина и тяжесть кризиса (по крайней мере отчасти) связана с самой компанией и ее приоритетами, нет минимально достаточных условий для внутреннего роста и перемен. Компания должна задать себе вопрос: Если бы мы иначе работали в прежние времена, этот кризис был бы таким же тяжелым для нас?

Да, если на Землю падает метеорит, который не был остановлен Брюсом Уиллисом, то причина катастрофы не в приоритетах вашей компании. И никакая работа над собой не поможет остановить этот метеорит. Но мы о других кризисах. Если во всем мире падает цена на акции, то причина кризиса – также не приоритеты вашей компании. Но если  случившийся кризис касается вас, то стоит подумать над вопросом: «Какими приоритетами мы должны были бы руководствоваться в прошлом, чтобы не иметь нынешних проблем?»

Если вы не находите ответа, то вероятно проблема, с которой вы столкнулись, все-таки падающий на Землю метеорит. Или вы не готовы осознать собственное несовершенство. Как ценности приводят человека в его настоящее, каким бы хорошим или плохим оно ни было, так и приоритеты компании, которыми она руководствовалась в прошлом, сделали свои записи в последнем балансе прибылей и убытков.

Одна женщина в Сочи обманула нас с супругой, предлагая сфотографироваться с обезьянками. Я не стал искать правду, потому что в тот момент решил, что теперь она пожизненно будет на меня работать, иллюстрируя стратегию «как можно мгновенно удвоить прибыль и навсегда потерять клиента». Краткое описание волшебной стратегии:
1) Надо сказать клиенту, что любое количество фотографий с обезьянками стоит сто рублей.
2) Надо отдать клиенту двух обезьянок.
3) После съемок надо потребовать двести рублей, так как сессия проводилась с двумя обезьянками.

Вот эта дама уже второй год находится в рабстве (потому что работает на меня без оплаты и личного согласия) и на каждом семинаре по клиентоориентированности демонстрирует человеческую глупость и хитрость. В русском устном есть слово, которое объединяет «хитрость» и «глупость» в одно, но в русском письменном такого печатного термина нет…

Что привело эту женщину в специфическое рабство? Ее приоритеты! Если бы они были иными, женщина с обезьянками могла бы стать светлым символом клиентоориентированности Сочи. Но не стала. Может ли она измениться и выйди из рабства?  Конечно. Но не раньше, чем пересмотрит свои приоритеты. А когда она их пересмотрит? А тогда, когда у нее случится кризис сбыта. Достаточно ли только кризиса сбыта? Нет, не достаточно. Она должна увидеть свое несовершенство. Увидит ли она его? Я сильно хочу этого,  и так же сильно сомневаюсь.

Осознание собственного несовершенства не должно сопровождаться самоуничижением. Как говорится в одной присказке — никто не совершенен. Совершенство не врожденное качество человека и компании — это следствие правильных выводов из прошлых ошибок. Совершенны компании те, которые сделали много правильных выводов. А много ошибок делают и совершенные компании и все остальные.
(продолжение следует…)

Автор: Константин Харский
Материал опубликован на www.klerk.ru

Please wait...
Может ли человек понять себя?
Жертвы лояльности

Comments

  1. Константин Харский
    12.08.2010 - 17:26

    А тут обсуждение: http://www.klerk.ru/columnists/harsky/129295/

    Please wait...
  2. История с обезьянками достойна. Интересно то, что обезьянок всегда две. В Го это называется «стратегией двух глаз.»

    Please wait...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.